Кейс 4. Влияние названий объектов на их запоминание у детей 4-8 лет

Пример реализации экспериментальной парадигмы: Lupyan, G. (2008). From chair to" chair": A representational shift account of object labeling effects on memory. Journal of Experimental Psychology: General, 137(2), 348.

В эксперименте из статьи эффект полностью был реализован на компьютере, без использования реальных, физических примеров категории. Эксперимент включает две части или два этапа: категоризация и распознание. На первом этапе, участников просят категоризовать примеры из двух категорий, демонстрируемые в случайном порядке. На этом этапе вводится независимая переменная: половину участников просят выполнить это с использованием категориальных ярлыков (задача: разделить демонстрируемые изображения на две категории, например, “стулья” и “лампы”), другую половину участников просят разделить без категориальных ярлыков (например, задача может связана с субъективной оценкой: разделить изображения на те, которые нравятся или нет). На втором этапе набор изображений из первой части объединяется с набором новых изображений, слегка отличающимися от старых (другой цвет или форма какой-нибудь части). Задача участника заключается в распознании, видели ли они точно такое изображение на первом этапе, или оно является новым. Зависимая переменная: количество ответов по типу правильных обнаружений и ложных тревог при выполнении задания на распознание.

Проверяется гипотеза: в условии запоминания с категориальными названиями распознание будет хуже, чем в условии без категориальных названий.

Стимульный материал будет предоставлен командам во время брифинга.

Проблемы

1. Понятность задачи категоризации для детей. Детям нельзя отвечать на задания из двух этапов, используя клавиши на клавиатуре. Для них это будет фактически дополнительная вторая задача: запомнить, какая клавиша связана с какой категорией ответа. В результате они могут забыть правильные клавиши для ответа, перепутать их и не заметить ошибки. Также нельзя использовать условные обозначения для категорий ответа, так как дети могут не понять их расшифровки.
2. Выбор варианта ответа. Детям, особенно дошкольникам трудно использовать клавиши для выбора варианта ответа, если они не связаны визуально с тем, что происходит на экране. Дети будут постоянно переводить взгляд с клавиш на экран и, возможно, не запоминать часть примеров.
3. Мотивация. Данное задание не занимает много времени или является трудным, но оно монотонно в варианте для взрослых испытуемых. Детям нужна дополнительная информация, типа обратной связи, о своих ответах и на этапе категоризации и на этапе распознавания. Однако вербальная обратная связь мешать действию одного из уровней независимой переменной.
4. Отвлечения. Для детей нельзя ограничивать время ответа как у взрослых, но нужно убедиться, что участник не отвлекался при демонстрации каждого изображения. Нужно придумать, как привлекать внимание, хотя бы на короткое время, к каждому изображению, которое категоризуется на первом этапе и распознается на втором этапе. И снова нельзя использовать вербальные подсказки.